raf_sh: (cycl-4)
[personal profile] raf_sh


Киевский профессор Хлебников пытался кодифицировать правила честной литературной борьбы:

“Писатель, не соблюдающий следующих условий, не может требовать к себе уважения:
1) если упрекает другого писателя за его религию, национальность, сословное происхождение, образ жизни, форму занятий, место воспитания;
2) если упрекает в незнании и непонимании, в тупости и бездарности;
3) если, обходя существо книги или статьи, нападает только на мелочи, подробности или недосмотры;
4) если искажает текст сочинения или умышленно неверно передает его содержание;
5) если упрекает в ненравственном происхождении религиозных, философских или политических убеждений противника;
6) если, выбирая отдельные места или фразы, вставляет их в другие сочетания, придавая им иной смысл;
7) если сопровождает свою критику бранью;
8) если называет доносчиком или подкупленным писателем.

Писатель, грешащий против первых трех пунктов, виновен в литературном неприличии; грешащих против третьего пункта виновен в недобросовестности; грешащий против последних пяти пунктов виновен в бесчестном ведении литературной борьбы”.

“Заметка о правилах и формах литературной борьбы”. Киевского Университета Известия. 1879 год

(Юрий Трифонов "Из дневников и рабочих тетрадей". Публикация и комментарии Ольги Трифоновой. «Дружба Народов» 1998, №11. http://magazines.russ.ru/druzhba/1998/11/trif.html)

Date: 2009-11-16 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
Правила литературных боев в Гамбурге.

Date: 2009-11-16 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
У кинематографистов тоже принято. Помню, один, тогда еще кандидат в президенты, ногами обрабатывал противника, которого для него держали двое из охраны. Телекамера нечаянно сняла, потом одумалась.

Date: 2009-11-16 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] i-lu-hin.livejournal.com
Вон оно как... Какие-то вокруг сплошные неприличные и бесчестные литборцы.

Date: 2009-11-16 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Устарели правила-то. Даже футбол и шахматы меняются, становятся динамичнее.

Date: 2009-11-16 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] i-lu-hin.livejournal.com
Да, действительно, что это я вдруг - супротив прогрессу? Мы наш, мы новый мир построооим!.. *поет*

Date: 2009-11-16 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nepoma.livejournal.com
профессор Хлебников хотел уничтожить понятие литературной борьбы.

Date: 2009-11-16 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
А также литературного бокса и литературного карате. Не удалось.

Date: 2009-11-16 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tania-al.livejournal.com
Поразительно! Этическая планка так высока, что можно только снять шляпу перед человеком, решившимся поднять её настолько... Если бы в каком-то литературном сообществе хотя бы год соблюдались эти правила, вот уж действительно был бы "золотой век" критики.

А второе, что сразило, - это дата. То есть в 19-м веке всё уже было - то, что махровым цветом потом процвело в 20-м.

Date: 2009-11-16 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Как говорил Ю. Левитанский, "каждый выбирает для себя ".

Date: 2009-11-16 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] tania-al.livejournal.com
Для меня критерий - слова Алексан Сергеича: "Каждого художника судить по законам, им самим над собою поставленным". Как минимум, все пункты этого регламента предполагают, что разговор ведётся о литературе , а не о закулисной жизни автора, его национальности, отношениях с родственникам и прочая.

Если отнять частицу "не" от этих утверждений, большая их часть превратиться в навешивание ярлыков. Разве к лучшему - подменять ярлыками исследование текста, размышления о нем и пр.?

(это я уже немного оправдываюсь, поскольку не совсем поняла, в каком смысле Вы процитировали Левитанского).

Date: 2009-11-16 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Процитировал к тому, что "полемисты" во все времена выбирают между честью и успехом, и каждый это делает для себя сам. Что мы и нынче наблюдаем. Жестокость выбора в том, что и вашим и нашим не очень получается.

Date: 2009-11-16 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tania-al.livejournal.com
Ага, поняла. Да, согласна с этим.

Date: 2009-11-16 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] apolonskaya.livejournal.com
А про тУбареткой по голове ничего не сказано

Date: 2009-11-16 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
:)
И про "fibuli по mandibuli" тоже.

Date: 2009-11-16 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] velworks.livejournal.com
Ну тогда Лев Николаич, человек и зеркало не проходит только по осьмому пункту.

Date: 2009-11-16 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Да, к идеалу Хлебникова можно только приближаться... :)

Date: 2009-11-16 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] velworks.livejournal.com
А мне вспомнился разговор с одним ныне покойным выдающимся хирургом, оперировавшим меня N лет назад. "Кругом же либо сволочи, либо совсем сволочи. Со сволочами просто, в лучшем случае они хорошие врачи, а вот совсем сволочи они, как правило - очень хорошие врачи..."

Date: 2009-11-16 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ну, сволочи они словами, а мастера скальпелЯми. А тут один и тот же инструмент - и законы, похоже, другие.

Profile

raf_sh: (Default)
raf_sh

April 2022

S M T W T F S
     12
3456789
10111213 141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 12:47 am
Powered by Dreamwidth Studios