raf_sh: (Default)
[personal profile] raf_sh


В далекой юности меня поразил следующий поэтический этюд:

Лодка колотится в сонной груди,
Ивы нависли, целуют в ключицы,
В локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всяким случиться! <…>

(Б. Л. Пастернак «Сложа весла», 1917)


В озаряющий момент рождения метафоры автор стихотворения ощущает то, что в теории аналитических функций назвали бы инверсией относительно единичной окружности (или вообще замкнутой кривой): лодка, в которой происходит неозвученное впрямую свидание (сам цикл стихотворений все же назван «Развлечения любимой»), оказывается внутри грудной клетки – и там себе колотится; сердце же, можно предположить, выскакивает за инверсионную границу и, расширяясь, как вселенная, получает возможность снаружи наблюдать происходящее с лодкой, причем со всех сторон сразу. Этот смысловой сценарий поддерживается инвертированной же звукописью: ЛОдКа – КОЛОтится.

И это еще не всё. Во второй строке мы видим уже явственную картину отражения прибрежных деревьев в воде, что достигается опять же звуком: ИВЫ НАВИсли (совсем палиндромически было бы ИВА-Н-АВИсла).

Вот каких текстовых эффектов может добиваться автор… с соответствующим уровнем одаренности. При этом я более чем допускаю (основываясь и на собственном опыте), что обо всей этой механике сам поэт в момент написания даже не задумывался.

Некоторое количество подобных примеров от разных (немногочисленных) творцов что-то прояснило мне тогда в понятиях «дар», «мастерство» и т. д.

В свете изложенного – вопрос к читателю, почти загадка: какого композитора мог подразумевать тот же автор в стихотворении 1919 года:

«Рояль дрожащий пену с губ оближет»…

Задуманный мной ответ – только гипотеза, но не без обоснования. Предшественников такого толкования я в сети не нашел.


John Singer Sargent
Two Women Asleep in a Punt under the Willows, 1887
Oil, canvas, 55.8×68.5 см
Calouste Gulbenkian Museum, Lisbon, Portugal


Sargent_0930

Ответ:

Сознательно или бессознательно включенная, в приведенной строке заметна анаграмматика фамилии композитора: Рояль дрожаЩий ПЕНу с губ оближет...

См. также известную пастернаковскую обсцессию Шопеном:

Опять депешею Шопен / К балладе страждущей отозван... (1918)

Опять Шопен не ищет выгод... (1931)

Так некогда Шопен вложил / Живое чудо / Фольварков, парков, рощ, могил / В свои этюды... (1956)

И т. д.

Первыми пришли к тому же выводу (пусть и по более интуитивным соображениям) [livejournal.com profile] grisabella и [livejournal.com profile] riftsh .

Date: 2025-04-25 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-04-25 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
а где искусства?

Date: 2025-04-25 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Отличгый вопрос, но в музыке я дуб дубом... Предположу, что конец ниточки, за который предлагается потянуть, — это рабиес. С автора вполне станется — ср. tetanus (даже вместе с его симптомом) в СМЖ.

Но что в классичнской музыке ассоциируется с бешенством в немедицинском смысле, ума не приложу.

Date: 2025-04-25 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Хм, интересно. У меня другой вариант – в свете предисловия.

Date: 2025-04-25 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Ну, вы же свою версию потом расскажете, да?

Date: 2025-04-25 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Да, вскоре. Сегодня или завтра.

Date: 2025-04-25 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
См. обновление.

Date: 2025-04-25 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2025-04-25 05:02 am (UTC)

Date: 2025-04-25 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] grisabella.livejournal.com
Шопен? Почему-то уверена в этом. Хотя почему не Лист.

Date: 2025-04-25 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Вот! И вслушайтесь в приведенную строку.
Но где Пастернак – и где Лист?!

Date: 2025-04-28 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] grisabella.livejournal.com
Ээ.. а почему нет?
Прочитала ваше объяснение, хм.

А «Лист смородины груб и матерчат..» получается, про Листа может быть?

Date: 2025-04-28 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Но «В лесу еловый мусор, хлам» точно про Мусоргского.

Date: 2025-04-25 05:23 am (UTC)

Date: 2025-04-25 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Я бы сказал Шопен или Массне, но скорее первый. Потому что:
Едва допущенный, Шопен
Опять не сдержит обещанья
И кончит бешенством взамен
Баллады самообладанья.

Date: 2025-04-25 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Он, по-моему, но не только из-за известной пастернаковской обсцессии Шопеном. В приведенной строке есть анаграмматика, отсюда и идея.

Date: 2025-04-25 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Я имел ввиду не общую обсессию, а прямую паралель: бешенство — пена на губах.

Date: 2025-04-25 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Понятное дело, и это усиление доказательства. Но оно требует контекста всего творчества Б. П., я же во всей заметке имею в виду собственно-текстовый инструмент, как и в приведенном перед этим примере. См. также заглавие.

Date: 2025-04-25 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Конечно, я с этим не спорю. Кстати, не менее важна и королева, которая именно при музыке

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Интересно, что до 1918 года это, похоже, единственная рифма пена-Шопена, а в начале 20-х они пошли косяком.

Date: 2025-04-25 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
А вот как с этим обошлись в 1982-м:

А степь горячим маревом шипела. / Мы не играли «Скорбный марш» Шопена, / Мы не успели выучить его…

Date: 2025-04-25 05:38 am (UTC)

Date: 2025-04-25 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] podo-a-t.livejournal.com
Я ждала какой-то другой интерпретации. А так-то пена-шопена. Кто не знает за Шопена? Ну и Листа в оближет можно услышать.

Date: 2025-04-25 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
И опять скажу: где Пастернак – и где Лист? Пастернак – это Шопен, Брамс, Скрябин.

Date: 2025-04-25 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] podo-a-t.livejournal.com
Это все понятно. Но Шопен настолько для всех (меня) очевиден, что из Вашего зачина я ждала чего-то удивительного.
Все же друг Рахиль Лихт. Поэт.

Date: 2025-04-25 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Речь не обо мне и не о значительности сказанного, а о конкретном техническом приеме – подспудном назывании как бы не названных объектов и их свойств – то, что называют звукописью, анаграмматикой и т. п. Обратите также внимание на «почти загадка» с ударением на «почти», ведь Шопен в связи с Б. П. придет в голову первым любому и вне связи с данным контекстом.

Date: 2025-04-25 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] podo-a-t.livejournal.com
Хорошо

Profile

raf_sh: (Default)
raf_sh

March 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 12:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios