raf_sh: (Default)
[personal profile] raf_sh


...Впрочем, с Марией Сергеевной Петровых я сама познакомилась — так же, как и с Арсением Александровичем Тарковским. Между прочим, я их всех помирила, когда они были в ссоре.

История такая — Арсений Александрович поссорился и с Марией Сергеевной, и с Семеном Израилевичем, причем виновата в этом была Ахматова. Тарковский не слишком благовидно поступил с гонораром поэтессы и переводчицы Юлии Нейман, и та поспешила пожаловаться Анне Андреевне. Вместо того чтобы самой поговорить с Тарковским, Ахматова вызвала по отдельности Марию Сергеевну и Семена Израилевича и попросила их навести порядок в этом деле. (Вообще говоря, Ахматова очень ценила Тарковского — в списке ее предпочтений на первом месте всегда оказывался Арсений Александрович, за ним следовали Петровых, Липкин, далее — Самойлов; но, во всяком случае, первая тройка была неизменной.)

После этого Семен Израилевич грубо и по-мужски поговорил с Тарковским, а Мария Сергеевна, будучи очень мягкой, говорила с ним, напротив, осторожно увещевая, но и это не помогло — все равно Тарковский поссорился с обоими, а когда он ссорился, то ругал другую сторону.

Я ему говорила: «Вы должны помириться с Марией Сергеевной и Семой», а Тарковский отвечал: «Ну, с Семой Липкиным мне придется помириться, потому что как же мы с вами будем играть в шахматы, а с Марусей не буду, не буду, она за жизнь написала только одно хорошее стихотворение — «Судьба за мной присматривала в оба». Ну а Мария Сергеевна, конечно, хотела мира.

Получилось так, что я у нее жила — Семен Израилевич был в другом доме, а мне какое-то время негде было остановиться. Мне доставали путевки в Переделкино, а между ними я жила у Марии Сергеевны — то неделю, то десять дней, и все мои чемоданы стояли у нее под кроватью. И вот как-то я у нее, и звонит Татьяна Озерская, жена Тарковского. Она говорит: «Инна, Арсений Александрович хочет вас угостить ужином в Доме литераторов и увезти в Переделкино, — у вас уже началась путевка». Я в ответ: «Передайте мое условие — он должен помириться с Марией Сергеевной» (а Петровых была в это время на кухне, стряпала свои картофельные зразы, которые называла «лаптями», и не слышала нашего разговора). Я тем временем продолжаю: «Вот будет так — вы подъезжайте на машине и дважды гудните (а Мария Сергеевна жила на втором этаже). Арсений Александрович, поскольку он мужчина, поднимется, но поскольку он без ноги, то поднимется до середины лестницы — пройдет один марш. А Мария Сергеевна, поскольку он без ноги, пойдет ему навстречу и тоже пройдет один марш».

Тарковского это предложение развеселило, и действительно, он приехал и поднялся на один марш, а Мария Сергеевна припудрилась, подкрасилась, фартучек с себя сняла и к нему спустилась. Они обнялись — и так обнялись, что уже не расставались. Потом, когда Марии Сергеевны не стало и был посвященный ей вечер, Тарковский назвал ее поэтом, стоящим сразу после Ахматовой и Цветаевой, — а то, что он некогда ее ругал, было детской вздорностью. Когда мы поссорились, он тоже меня ругал как поэта. Затем мы помирились, и он стал меня хвалить...


Ирина СОЛГАНИК ОДИН ДЕНЬ И ВСЯ ЖИЗНЬ (Интервью с Инной Львовной Лиснянской), Газета «Вести», Тель-Авив, приложение «Окна» (8 и 15 марта 2007 г.)

Еще Лиснянская о Тарковском, "Отдельный": http://magazines.russ.ru/znamia/2005/1/li5.html

Date: 2007-05-12 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sachok-2.livejournal.com
Эх...

А у нас тоже картофельные зразы называют "лаптями". Очень вкусно...
:-))

Date: 2007-05-12 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
А у нас - дранки, кажется.

Date: 2007-05-13 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] sachok-2.livejournal.com
Нет, это совсем другое блюдо, вернее, то же, но в диалектическом развитии. Драники - картофельные оладьи. Лапти - картофельная оладья сверху, картофельная оладья снизу и мясной фарш посерединке. Объедение!!!

Date: 2007-05-13 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Какое счастье - наконец-то, давно такого не было! И ты не безгрешен! Дранки - ура! Я знаю! Это такие деревяшки, дощечки, которыми крышу крыли - следующий этап - типа прорыв - в развитии России после соломы... А "драники", пардон, я слышал... впрочем, см. ниже. Если, конечно, ты не прикалываешься, что тоже вполне возможно. Энциклопедисты... от них всего можно ожидать.

Date: 2007-05-13 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
В твоем значении говорят "дрань, дранка" - собирательное существительное (только мн.ч.). Да, рейки такие, узкие, для набивки на толь, рубероид или под штукатурку, под глину с соломой. Широкая дрань - непосредственно для кровли, но сам такую не видел.

Для картофельного же блюда употребляют и "драники" и "дранки". Насколько я помню, более литературный твой вариант, но и мой вполне употребим:
http://www.google.com/search?num=100&hl=en&rls=GGLG%2CGGLG%3A2005-33%2CGGLG%3Aen&q=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C
- хотя я его и сам воспринимаю как просторечный. У нас на идише называли картофельные оладьи "дрАнкес" (мн.ч.)

И вообще - не такой уж я энциклопедист. )

Date: 2007-05-13 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Кошмар. Неужели за двое суток я прокалываюсь в четвёртый раз... хорошо хоть ты про все четыре не знаешь. Или знаешь?... Если знаешь хотя бы про три - прости! Дранку видел, даже сам её делал на ручном станке - это такие тонкие деревянные пластинки , где-то О,2Х7Х20 примерно, а о "драниках" слышал от жены: это когда тов.Зюганов в пятизвёздочном отеле в гостях у Саддама звал своего охранника Сашу: "Иди, Саша, драников покушай!" - там на "шведском столе" чего-то подобное предлагали... Конечно, он хотел сказать "дранкес", но постеснялся.

Date: 2007-05-13 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ни про один прокол не знаю. Да и как-то перестаешь придавать большое значение проколам, находясь вдали от ареала эндемического распространения великого и могучего. Здесь все говорят на нескольких языках, и на всех - с ошибками :)

Date: 2007-05-13 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Проколы шуточные, нормальные - мне ни за один не стыдно.
А вот насчёт ошибок - допускаю, но у меня - в эпицентре, можно сказать, исчадия современного лингвобезобразия ошибок должно быть (и есть) поболе, чем у некоторых там... Я вот думаю порой - чего бы мне больше всего на свете хотелось. И ничего Наум нейдёт - кроме как увидеться с тобой, ну, и по рюмке (мне - Чивасу, тебе, гурману, разумеется, шато какое 58-го, как минимум...).

Date: 2007-05-13 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
из французских последнее время предпочитаю кальвадос... а красное мне лучше итальянское или испанское :)

Date: 2007-05-13 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Широк вообще-то диапазон-с. Но, наверное, так и надо.

Date: 2007-05-13 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Жак Широк...

Date: 2007-05-13 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Шарк, надо полагать, и кози.

Date: 2007-05-13 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
жили-были три француза: Жак, Жак-Ширак, Жак-Ширак-Шарќози...

Date: 2007-05-13 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Только что облобызался (три с половиной года не) с любезной своей подругой, родственницей как-никак и соавтором, а по совместительству соавтором и близкой подругой вдовы АТ.

Date: 2007-05-13 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
у тебя весь нужный свет под рукой, я уже догадываюсь... :)

Date: 2007-05-13 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sachok-2.livejournal.com
Это я насчёт того, что красное - лучше итальянское или испанское. Кипю от возмусчения!!!

Date: 2007-05-13 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
там есть слово "мне"

Date: 2007-05-13 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sachok-2.livejournal.com
Ла-а-адно, запомнили...

Date: 2007-05-13 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ma-rs.livejournal.com
У нас на идише называли картофельные оладьи - ЛАТКЕС

Date: 2007-05-13 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
точно. и это тоже. интересно, связано ли это с упомянутыми "лаптями".

Date: 2007-05-12 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
Неблаговидно поступил - пропил, что ли?

Date: 2007-05-12 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Вот и я думал-думал, ничего не надумал...

Date: 2007-05-12 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
Ну не украл же. Пропить благороднее.

Date: 2007-05-12 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Вот, нашел у той же Лиснянской:
----------------
Впрочем, по порядку. В каком году — не знаю — Тарковскому при его нелюбви к переводческому труду и в то же время при его безденежье, пришло в голову привлечь к переводу туркменской классики свою давнюю подругу Юлию Нейман, тогда еще безвестную и очень нуждающуюся в заработке. Поскольку переводы были заказаны Тарковскому, он договорился с Нейман, что работа под его именем делится пополам и гонорар пополам. Книга вышла, гонорар был поделен. Через какое-то время Юлия Нейман узнала, что вышло второе издание этой книги (в скобках замечу — речь не идет о блестяще переведенном Тарковским сборнике стихотворений Махтумкули). Гонораром за переиздание Тарковский с Нейман не поспешил поделиться. Нейман же поспешила пойти к Ахматовой, пожаловаться. Ахматова же вместо того, чтобы поговорить с Тарковским, вызвала по отдельности Липкина и Петровых и поручила им восстановить справедливость. По словам Марии Сергеевны, она тактично, с сестринской нежностью начала увещевать Арсика, но тот ей:

— Твоя Юлка — клеветница, а с тобой я больше ничего общего иметь не желаю.

Липкин же мне рассказал, что говорил с Арсиком по-матросски грубо. Результат тот же — разрыв.
--------
http://magazines.russ.ru/znamia/2005/1/li5.html

Date: 2007-05-12 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
По-матросски, по-солдатски... Как работодатель Тарковский имел право на второй гонорар. Сам факт второго издания туркменской поэзии забавен. Видать, первое было нарасхват.

Date: 2007-05-12 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Помню, как когда-то долго не мог достать его переводы Аль-Маари.

В их же дела я даже и соваться не смею, тем более - судить. Наверняка все бывает не так, как об этом рассказывают внешние люди. Меня же заинтересовали их характеры и сама сцена примирения. По разным причинам.

Date: 2007-05-12 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
В их дела соваться поздно, да и не столь они захватывающи.

Date: 2007-05-12 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
По-разному случалось. Не эти, конечно, но бывали и захватывающие. Не мешает иногда знать - в порядке вакцинации от потери масштаба и всепобеждающей виртуальности.

Date: 2007-05-12 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
О да. Мемуары Герштейн, к примеру, формируют мемуарофобию. Благо, была Н. Мандельштам и некоторые другие.

Date: 2007-05-13 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Первых не читал, к счастью.

Date: 2007-05-12 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
кстати, Найман вспоминает, что АТ предложил ему те же условия - гонорар пополам, имя его. Найман отказался с возмущением. Я об этом спрашивала СИЛ, он сказал - "вполне возможно")

Date: 2007-05-13 05:00 am (UTC)

Date: 2007-05-12 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
Кому имя изменчивость? Мария Сергеевна выполнила просьбу Ахматовой - та, видно, сама ссориться с Тарковским не хотела - и, судя по воспоминаниям, постаралась сделать это мягко. А любить его не переставала.

Date: 2007-05-12 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
В данном случае имел в виду "вам, поэтам", конкретно - А.А.Т.
А ты что подумала? :)

Date: 2007-05-13 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
а я честно вспомнила всю строчку :)

Date: 2007-05-13 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
а такой честный вещь как инверсий - знаком? :)

Date: 2007-05-13 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
сейчас начну стенку колупать, глаза прятать и оправдываться :)

Date: 2007-05-13 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Уж не знаю теперь, кому оправдываться: я про то, как поссорятся - да помирятся, а мне - как негров нанимают... Попал.

Date: 2007-05-13 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
каких негров????

Date: 2007-05-13 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
литературных, для переводов. здесь же, в комментариях, см. выше.

Profile

raf_sh: (Default)
raf_sh

April 2022

S M T W T F S
     12
3456789
10111213 141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 07:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios