raf_sh: (Default)
[personal profile] raf_sh


Не то чтобы я эту премию очень уважал (в большинстве случаев скорее наоборот), но антропологическое любопытство присутствует. При мне уже упустили Фазиля Искандера, Милана Кундеру, Умберто Эко и других. Интересно, упустят ли Пинчона и Рушди ради эквализирующих расчетов (что важно, не всех писателей я здесь знаю). Ну, и Маргарет Этвуд для некоторых моих друзей хорошо пошла бы.

LITERARY HUB
Current Odds (as of this writing September 28, 2023, 10:03am):

Can Xue – 4/1
Jon Fosse – 5/1
Gerald Murnane – 7/1
Anne Carson – 9/1
Ludmila Ulitskaja – 11/1
Mircea Cărtărescu – 11/1
Ngũgĩ wa Thiong’o – 11/1
Thomas Pynchon – 11/1
César Aira – 14/1
Haruki Murakami – 14/1
Michel Houellebecq – 14/1
Pierre Michon – 14/1
Raul Zurita – 14/1
Salman Rushdie – 14/1
Jamaica Kincaid – 17/1
Ko Un – 17/1
Maryse Condé – 17/1
Helle Helle – 19/1
Karl Ove Knausgård – 19/1
Edna O’Brien – 29/1
Elena Poniatowska – 29/1
Homero Aridjis – 29/1
Joyce Carol Oates – 29/1
László Krasznahorkai – 29/1
Margaret Atwood – 39/1
Paul Simon – 49/1
Stephen King – 49/1

Date: 2023-10-03 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] duhov-vek.livejournal.com
А не вижу в списке ни Адониса, ни Сюнтаро Таникаву, ни Кшиштофа Шатравски.

Date: 2023-10-03 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Совсем не знаю. Но список не кандидатов (он секретен), а предполагаемых данным изданием кандидатов. Я-то записал для памяти – на послезавтра.

Date: 2023-10-03 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Недавно прочитал «Элементарные частицы» и держу кулаки за Уэльбека.

Date: 2023-10-03 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Один мой франкоязычный товарищ (и заядлый и вдумчивый читатель всего) говорит, что в сегодняшней Франции только Уэльбек и есть единственный писатель, то есть литератор, позволяющий себе выражать хоть какие-то мысли, не вполне укладывающийся в обязательный социальный нарратив. Я Уэльбека ценю, но по уровню литературы он мне кажется не вполне того класса, который я субъективно держу за высший. :)

По касательной, для иллюстрации:

https://raf-sh.livejournal.com/1539294.html
https://raf-sh.livejournal.com/1559629.html

Date: 2023-10-03 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] velworks.livejournal.com
Большой писатель, но - его отчаянная злободневность работает как за, так и против него.

Date: 2023-10-03 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Может быть. Но бывает всяко: «Бесы» Достоевского, вещи Андрея Платонова, Искандера, Трифонова тоже были злободневны – но они все же не «беллетристы». Впрочем, о Уэльбеке мне все равно трудно судить по переводам.

Date: 2023-10-03 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] velworks.livejournal.com
Из списка - безусловно заслуживают внимания Мишон, Аридис, Кнаусгор и Краснахоркаи. Платонов непереводим, Искандер и Трифонов - хорошие писатели (Искандер даже отличный писатель), но - не мирового калибра (нобелиат должен все же быть сравнительно глобально понятен без сопроводительного тома с комментариями).

Почему, например, поэты традиционной формы почти никогда не получают Нобелевскую премию? Почему Антонио Мачадо, например не нобелиат, а Хуан Рамон Хименес - лауреат? А потому что Хименес работал в свободной форме и в легкопереводимом дольнике. Поэтому у Аридиса есть шансы (и поэт на самом деле хороший).

Date: 2023-10-04 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Вкратце:
Андрея Платонова, Искандера, Трифонова я помянул сейчас не в связи с Нобелем, а в ответ на тезис о влиянии злободневности на качество.
Искандер и Трифонов явно мирового калибра, но до них еще дорасти надо, слишком глубоко копают.
На Джойса, Пруста, Достоевского (Шекспира, Чосера, Гомера, you name it) и одного тома комментариев не хватает, но никто их калибра сомнению не подвергает. Сен-Жон Перс, Дерек Уолкотт, Шеймас Хини или, к примеру, Тумас Транстрёмер совсем не сравнительно глобально понятны, тем не менее премию получили.
Короче, чисто литературной логики я в присуждениях зачастую не наблюдаю, но общественно-социальная явно просматривается, да и декларируется в статуте премии. Еще явственнее это проявляется в так называемой Н. премии мира, что отбрасывает свет понимания и на обсуждаемое.

Date: 2023-10-03 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] paslen.livejournal.com
Думаю, что "упустили" не совсем точное слово, Раф, так как решающим фактором мне кажется качество переводов на шведский

Date: 2023-10-03 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Очень сомневаюсь. Не знать, что Кундера и Эко – это Кундера и Эко… И рецензенты вряд ли поголовно шведы, и рассмотрения вряд ли чисто литературные, иначе откуда Алексиевич. Кундере, писавшему на французском, и Набокову, который на английском, не поэтому ничто не светило.

Date: 2023-10-03 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] paslen.livejournal.com
Вы не захотели меня услышать. Просто представьте себе ежедневную суть этой бюрократической структуры. Нобелевский комитет состоит из "обычных людей", которые ходят на работу

Date: 2023-10-03 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Дмитрий, я Вас прекрасно слышу и понимаю, но просто не согласен :)
Например, в составе Ноб. комитета по литературе в 2018 г. было пять членов Академии (деятели культуры, литераторы) и пять приглашенных экспертов. Так что сомневаюсь, что порядок их работы чисто бюрократический. И сомневаюсь, что все академики читали всех отобранных кандидатов на шведском – и именно на этом основывали свои решения по премии, претендующей на мировой масштаб.

Date: 2023-10-03 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Кстати, хотел Вам написать несколько хороших слов по поводу рецензии на Бланшо, но не успел.

Date: 2023-10-03 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mininand.livejournal.com
Перевод на шведский — обязательное условие номинации, а качество перевода — отчасти на совести литагента, отчасти на совести автора, но и сильно зависит от совместимости языков

Date: 2023-10-03 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ага. И они все от корки до корки увлеченно читали «Тихий Дон» и и комплект книг Алексиевич.

Date: 2023-10-03 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mininand.livejournal.com
Читать, конечно, не читали, но есть у шведов и нечто под названием общественное мнение, в академической кругу, специалисты читали, конечно.

Date: 2023-10-03 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Формальный порядок выглядит не очень зависящим от шведского общественного мнения. Да и список прежде награжденных говорит о том же.
Edited Date: 2023-10-03 09:20 pm (UTC)

Date: 2023-10-03 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Ещё я за Кинга и Рушди.

Date: 2023-10-03 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ага. Я тоже за Рушди, но категорически против Кинга, которого держу за дорогого дешевого манипулятора :)

Date: 2023-10-03 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pussbigeyes.livejournal.com
Черная башня - великая сага. Остальное простительно.

Date: 2023-10-03 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
В этом я уже не Копенгаген. То есть, не Стокгольм :)

Date: 2023-10-03 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
У Кинга много психологии.

Date: 2023-10-03 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Знаю, читывал. Это манипулятивная психология вождения читателя за ноздри, а не психология познания себя и мира. Интересно, но для меня другой жанр.

Date: 2023-10-03 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Если Кинг пролетит, это будет не так уж для него печально. Он прекрасно существует и без премии. Вот за Рушди будет обидно.

Date: 2023-10-03 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Да. И слава Пинчона, которого сравнивали с вершинами модерна вроде Джойса, как-то не признана этими квазиолимпийцами.

Date: 2023-10-03 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Кстати, с Рушди может присутствовать и политрасчет не раздражать миллиардную не читавшую аудиторию.

Date: 2023-10-03 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Да, я об этом не подумал. Не получит 100%.

Date: 2023-10-03 01:45 pm (UTC)

Date: 2023-10-03 01:56 pm (UTC)

Date: 2023-10-03 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] evizvarina.livejournal.com
Кингу давно пора дать, моему любимому писателю...

Date: 2023-10-03 02:09 pm (UTC)

Date: 2023-10-03 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Я где-то читал, при всём уважении к комитетчикам, что решающий момент при принятии окончательного решения звучит почти буквально примерно так:"Помилуйте, а ведь что-то давненько у нас классик с архипелага Тэркс-и-Кайкос не получал премии.. как-то, господа, это не совсем верно".
Когда получил Пинтер в пятом году, я понял, что условному Фаулзу, тем более что он вскоре помер, или нестарому тогда ещё Барнсу в ближайшие полвека ни черта там не светит.

Date: 2023-10-03 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Да, я примерно об этом. Очевидные так и не получают, не успевают – ни во дни заслуженной славы, ни позже, а неочевидные (иногда совсем неочевидные) таки да.

Date: 2023-10-03 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] made-of-honor.livejournal.com
Раф, тут мне друг подогнал ссылку, может, тебе будет интересно, народ вон хвалит, я к тому, что ты любишь Лорку: https://youtu.be/TuJcetM9FpU?si=ptFVW5l9tzbBULDe

Date: 2023-10-03 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ага, послушаю.

Date: 2023-10-04 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Кингу надо было давать лет дцать назад. С тех пор он исписался и скурвился (две разные, но, увы, совместимые вещи).

Date: 2023-10-04 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
:)
Завтра полюбопытствуем, что они выкинут, и какие можно будет подвести под это соображения. Поскольку последние три присуждения были неожиданными и не слишком впечатляли, возможно, и в этот раз будет сюрприз. Или полит. демонстрация.

Date: 2023-10-04 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Собственно, почему же "или"? :)

Date: 2023-10-04 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Потому что политдемонстрация резко сужает выбор кандидатов. Т. е. "полупредсказуема".

Date: 2023-10-04 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Я догадываюсь. Но не согласен.
Политдемонстрация сегодня - не то же, что вчера.
Род этим соусом, могут спокойно выбрать Кинга, как декларативно своего (а не за заслуги в области литературы, каковые были) и прокатить Рушди, как декларативно чужого, бо антиисламский экстремист (несмотря на заслуги в области литературы, каковые были).

"Может ли змея сломать себе хребет" (С)

Date: 2023-10-04 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Я имею в виду именно сиюминутную политдемонстрацию т. е. или Рушди, или р-я (напр., Улицкую), или укр-я (напр., Жадана). Все остальное - в рамках провозглашенного и усердно применяемого статута премии, в т. ч. этот самый Кинг. На чествование стареющих "гигантов" у меня надежды мало (это и есть тема основной записи). Но ладно, давай оставим абстрактные спекуляции и предсказания, подождем - уже меньше 24 часов.

Date: 2023-10-05 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Не сюрприз и не политдемонстрация. №2 в приведенном списке букмекеров - Jon Fosse – 5/1. Более чем прославленный и известный (хоть и не среди меня - я о нем только слышал), многолетний лауреат всё возрастающих премий.

Date: 2023-10-05 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Не читал и теперь уже не прочту. Сколько-то лет назад потерял способность, или интерес, читать пьесы. Даже те, что когда-то уже читал (Шоу). Булгаков и Шварц -- исключение, только потому, что наизусть.

Date: 2023-10-05 05:36 pm (UTC)

Date: 2023-10-05 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] budgyd.livejournal.com
Вам нравится выбор? :)

Date: 2023-10-05 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Не могу судить - не знаком с творчеством (читал несколько стихотворений, они неуловимо настроенческие, не берусь судить этот жанр, когда в переводе). Видимо, букмекеры знали, кого поместили на второе вероятное место. По имеющемуся резюме - драматург с мировой славой, так что для знатоков (каковым я не являюсь) - видимо, вполне резонный лауреат на этот раз.

Date: 2023-10-05 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] budgyd.livejournal.com
А я когда-то пробовал читать пьесу. Действительно минимализм, мне такое нравится.

Date: 2023-10-05 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Ну вот :)

Profile

raf_sh: (Default)
raf_sh

March 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 12:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios